Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Естественным образом размышления о Робин Гуда привели к Айвенго, и я попыталась вспомнить, когда же я читала эту книгу. По-моему, еще в начальной школе. Было бы мне лет 12, я увлеклась бы Брианом де Буальгибером, но, как выяснилось, я почти ничего о нем не помню. В отличии от прочитанных тогда же Трех мушкетеров, Айвенго моей настольной книгой не стал. Персонажи Вальтер Скотта меня не трогают, я к ним равнодушна, но меня завораживает описанный им мир. Тщательная проработка деталей создает совершенно особую атмосферу. Возможно, она не совсем исторична, но ощущается очень достоверно. Сюжет построен филигранно, все линии сбалансированы и сведены в единство. Вальтер Скотт определено мастер. Хотя некоторые его книги я не осилила в детстве, а когда прочитала уже лет в 30, их содержание исчезло из моей памяти бесследно (это Уэверли, Пуритане, Антиквар и что-то еще).
Так вот, Айвенго. Главные герои этого произведения не произвели на меня никакого впечатления. И лишенного наследства рыцаря и леди Ровену я всегда воспринимала, как некие условные фигуры, необходимые для продвижения сюжета, и лешенные какого-то содержания. В моих воспоминаниях Айвенго засветился на турнире, лишился чувств и выпал из повествования. К тому времени, когда он начал совершать какие-то телодвижения, я окончательно потеряла к нему интерес и, по-моему, финальный поединок прочитала по диагонали. Я очень четко помню Седрика Секса и его окружение: Гурта и Вампу, Освальда, Ательстана. Он мне был по-настоящему интересен, я все ждала, что вот сейчас появятся его сторонники англосаксы и начнется национально-освободительная борьба с норманнами. Не дождалась. Меня завораживает кровавая драма фрон де Бефу. Какие страсти, какая изумительная последовательность! И как же хороша Ульрика! По сравнению с ней Ровена и Ребекка раскрашенные куклы. Впрочем, для меня женские персонажи у Вальтера Скотта всегда были чисто декоративными. Вот сейчас читаю - нормально они прописаны (по контрасту с современными чудофеминами системы все включено), возможно, я просто не люблю женщин.
А в предисловие дивная фраза о том, что после гибели Вильгельма 2 Англия не знала потрясений. Ага, двадцать лет войны Стефана и Матильды, суета с Фомой Бекетом - это так мелочи жизни.

@темы: "книги"

Комментарии
21.03.2019 в 13:56

А в предисловие дивная фраза о том, что после гибели Вильгельма 2 Англия не знала потрясений. Ага, двадцать лет войны Стефана и Матильды, суета с Фомой Бекетом - это так мелочи жизни.

А еще мятеж принцев 1173-1174 года - в котором участвовал и король Шотландии. В результате едва не был сожжен дотла Лестер, а также Ноттингем. И это я беру только те города, которые попали в поле моего зрения по фанфиковской надобности.

Он мне был по-настоящему интересен, я все ждала, что вот сейчас появятся его сторонники англосаксы и начнется национально-освободительная борьба с норманнами.

Меня кстати, это даже тогда удивляло. А было мне лет 12...

Сейчас же удивляет еще больше. На что действительно рассчитывает Седрик? Ательстан явно не рвется воевать, во всяком случае - за корону. Даже если "он объединит все семь гномьих родов" насильно поженит Ательстана и Ровену, что это даст? Ательстан - не лидер. И даже если найдутся такие - кто пожелает восстановить королевство саксов, то их будет очень немного. Хотя бы потому, что за минувшие сто лет норманны и знатные саксы, уцелевшие при Вильгельме, давно уже переженились.

А во вторых, потому что силы изначально неравные. На стороне норманнов - вооруженные рыцари и фламандские наемники. Которых в Англии слишком хорошо помнили еще по временам Стефана и Матильды. Поэтому национально-освободительная война закончилась бы бойней, едва начавшись.
21.03.2019 в 14:13

Сердце мое полно нежности к калекам, бастардам и сломанным вещам
Такое впечатление, что события романа нужно перенести лет на сто назад. Если бы завоевание произошло одно поколение назад, то все выглядело бы логично. Допустим, Седрика в 1066 году было лет десять, его отец и другие родичи погибли во время завоевания и в последующих восстания, часть земель конфисковали (хотя он все равно должен был принести оммаж за Ротервуд). На годы его молодости приходится экспансия норманнов, когда старший фрон де Беф захватил замок его друга и сделал Ульрику любовницей. У него еще живы детские воспоминания о донорманских временах, все еще терзает отчаяние, почему меня не было на той войне? Он жаждет реванша. Хотя это все равно альтернативная история получается. Будь Седрик таким яростным ненавистником королевской власти он бы давно выступил против (и в 11 веке, и в 12). А раз он спокойно сидит в Ротервуде, значит, он по крайней мере формально покорился и признал законность династии Плантагенетов.